Огласительные беседы

Мы в соцсетях


Сейчас на сайте
Сейчас 93 гостей онлайн
Помощь храму

PostHeaderIcon Спас Нерукотворный

Спаситель оставил нам по Себе Святой Свой Образ, чтобы мы, взирая на него, неспрестанно вспоминали о Его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» – сказано на VI Вселенском Соборе. Этот образ, утверждает Священное Предание, появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под названием Нерукотворного Спаса. В книгах Нового Завета упоминания об этом событии нет, память о нем зафиксирована в свидетельствах историков Церкви и в литургическом Предании

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Эдессе жыл правитель Авгарь, который был поражен по всему телу неисцельной проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до ее правителя. Авгарь написал Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию. Анания пришел в Иерусалим, но не мог подойти к Господу из-за большого стечения людей. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Тогда Спаситель Сам подозвал его и попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Господь умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик.
Убрус Спасителя Анания принес в Эдессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Вскоре в Сирию для проведи Евангелия прибыл святой апостол Фаддей, который и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Эдессы. Нерукотворный образ Христа Спасителя был установлен в нише над городскими воротами и стал главной святыней города Эдессы, пробыв в нем до 944 года. Византийский император в 944 году торжественно перенес его в Константинополь, где он находился до 1204 года. Затем икону захватили крестоносцы, но корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море и подлинник оказался потерян.
Существуют также научные теории, связывающие Нерукотворный Образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно этим теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине.
«Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его божественную, ни Его человеческую природу, а Его личность, в которой обе эти природы непостижимо сочетаются» – говорит выдающийся русский иконописец и богослов Леонид Успенский. Говоря о Господе нашем Иисусе Христе, апостол Павел свидетельствует, что Он «... есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 15–17). В человеческом облике Бог явился людям, и возжелал, чтобы Его изображение также вошло в историю рода людского.
Христос через Свое воплощение стал центром истории, стал истинным и совершенным человеком и, таким образом, примирил грешного человека со Всеблагим Богом. Сын Божий воспринял полную человеческую природу и уподобился человеческому роду во всем, кроме греха. С благодарностью будем размышлять об этом, взирая на Нерукотворный Образ нашего Спасителя.
Икона Спаса Нерукотворного свидетельствует о вочеловечивании Бога и указывают на возможность «обожения» человека, избравшего путь праведника. Содержание иконы может быть выражено в краткой формулировке Святых Отцов: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом».
Однажды, проповедуя, Христос сказал ученикам такие слова: «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10: 23-24). Говорил Он о себе, поскольку, видевший Сына, видел и Отца. Сегодня нам открыта истина, и взирая на образ Христов, мы видим Его самого перед собой не только телесными, но и духовными глазами. Склоняя свои главы перед чудотворной иконой, будем просить Христа Спасителя, чтобы Он открыл нам знания о Боге, чтобы Он привлек нас к своему Родителю и открыл в наших сердцах любовь и благодарность ко Спасителю нашему.
Празднуя сей святой день, вспоминая о Нерукотворном образе, мы видим, как через эстетический образ открывается Божественная реальность и воздействует на человека так, что он становится способным видеть иное бытие, Его вечность. В Образе Христа мы видим главный смысл и оправдание своей жизни, воплощая свой символ веры в образах высоких и ясных, как слова молитвы

 
Фильм о храме